Детей с патологией органов зрения, в специальной
педагогике относят к группе детей с так называемой сенсорной неполноценностью.
Вследствие различного рода нарушений, у них искажена связь с внешним миром, что
накладывает определенную специфику на процесс их обучения. При воспитании
ребенка с патологией зрения необходимо решать задачи коррекции, компенсации,
социальной адаптации и реабилитации.
В связи с
повышением уровня общеобразовательной подготовки учащихся и обогащением
содержания обучения встают сложные вопросы, касающиеся методов и
организационных форм обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы При
наличии в классе большого количества учащихся учителю приходится изыскивать наиболее
рациональные пути и формы сочетания фронтальной работы с индивидуальными
приемами обучения, учитывая при этом особенности развития и усвоения знаний
каждым отдельным школьником
При обучении
слабовидящих детей в общих условиях массовой школы в настоящее время
определились следующие две основные формы организации учебного процесса:
а) обучение
слабовидящих детей в общих условиях с
нормально видящими в одних и тех же классах;
нормально видящими в одних и тех же классах;
б) обучение
слабовидящих детей в созданных для
них при массовой школе специальных классах.
них при массовой школе специальных классах.
Успех
обучения и развития слабовидящих школьников в массовой и специальной школах в
значительной мере зависит от применения индивидуальных форм работы с каждым
учащимся. Индивидуальный подход к учащимся позволяет своевременно предупредить
трудности и восполнить пробелы при усвоении знаний. Учитывая специфические
особенности учащихся с нарушением зрения, многие учителя массовой школы
применяют разнообразные творческие приемы и методы работы. В результате этого
слабовидящие дети не отстают от нормально видящих школьников В классах для слабовидящих
применяются повышенные нормативы освещенности Классы оборудованы специальными
партами для слабовидящих детей. Те, у кого зрение снижено значительно,
обучаются по специальным учебникам, пользуются специальным раздаточным
материалом.
Для этих детей рекомендуются специальные
парты. Со слабовидящими школьниками, испытывающими трудности в обучении, в
начальных классах систематически ведется индивидуальная работа с привлечением
родителей (при подготовке домашних заданий).
Можно
привести много положительных примеров, иллюстрирующих успешное обучение этих
детей в массовой школе Однако далеко не во всех случаях дело обстоит
благополучно Некоторые из слабовидящих детей уже на первом году обучения
обнаруживают трудности в усвоении знаний
В связи с
переходом на новые программы и ускорением темпов изучения учебного материала
повышаются требования к психическому развитию и к общеобразовательной
подготовке детей В этих условиях некоторые слабовидящие дети, особенно
первоклассники, испытывают трудности в усвоении знаний Это усугубляется тем,
что подавляющее большинство из них приходят в школу из семьи, не получив
соответствующего дошкольного воспитания Как правило, они не владеют приемами
самостоятельной работы, не умеют правильно пользоваться карандашом, ручкой,
учебными книгами и учебными принадлежностями, правильно сидеть за партой,
обнаруживают неподготовленность к систематическому обучению, трудно
ориентируются при письме, чтении, рисовании.
Подготовка
слабовидящих детей к школе
Учитывая
специфические трудности развития слабовидящих детей, необходимо организовать
работу по подготовке первоклассников с нарушениями зрения к школе. До начала
учебных занятий в школе, опираясь на помощь родителей и учащихся старших
классов, учителю рекомендуется заготовить специальный раздаточный материал для
индивидуального использования его при обучении слабовидящих детей счету,
письму, чтению и другим предметам.
До занятий в
школе учитель знакомится с личными делами слабовидящих детей, поступающих в 1
класс, с медицинскими справками, а также с семейными условиями воспитания. Это
поможет найти более правильные формы и приемы работы с каждым отдельным
учеником.
За 4—5 дней
ло начала учебного года для слабови- первоклассников в школе организуются пропедевтические
занятия (по 2—3 часа в день) с целью выяснения особенностей их развития. Эти
занятия ставят задачей выяснить уровень подготовки детей к школе* умение
читать и писать буквы, слоги или слова, считать (в пределе 5), наблюдать,
пользоваться связной речью. На занятиях дети рассказывают о том, с чем они сталкиваются
в повседневной жизни, в общении со взрослыми, передают содержание прочитанных
ими-на пропедевтических занятиях несложных рассказов, составляют из 2—4
предложений рассказ по картинке на основе предварительного наблюдения предметов
или живых объектов, например кошки, собаки. Особенно важное значение
приобретает выяснение уровня развития у детей фонематического слуха,
словарного запаса, правильного понимания значения слов. Важно научить детей до
прихода их в школу элементарным приемам организации учебной работы: умению
правильно сидеть, пользоваться карандашом, ручкой, кисточкой, закрашивать
контурные картинки. Такая развивающая подготовка слабовидящих детей до
поступления их в школу значительно облегчит работу учителя
При обучении
в школе важно подготовить детей к совместной работе в классном коллективе,
привить им элементарные навыки дружбы и товарищества. Некоторые поступившие в
первый класс слабовидящие дети держатся отчужденно от коллектива, иногда
обнаруживают гегативрое отношение к учителю и своим сверстникам Эти
личностные недостатки некоторых детей нередко осложняются неправильным
отношением к ним со стороны сверстников Иногда нормально видящие одноклассники
дают слабовидящим детям разные клички: «очкарик», «косой», «одноглазый» и т п.
Это вызывает у слабовидящих детей чувство обиды, иногда отрицательное
отношение к учению в школе
Чтобы
предупредить возникновение подобного рода ненормальных отношений, учитель с
первых же дней пребывания слабовидящих детей в школе создает вокруг них
здоровую обстановку.
Учитель ни в
коем случае не должен упрекать учащихся с низким зрением за небрежность
письма, неправильное выполнение рисунков, неумение читать и т. п. В большинстве
случаев эти трудности обусловлены неполноценным зрением. Незаслуженный упрек может
вызвать отрицательное отношение к учителю со стороны слабовидящего ученика. В
случаях трудности чтения, письма, рисования, выполнения изделий учителю
необходимо своевременно оказать помощь таким детям.
Индивидуальная
работа
В первые же
дни обучения детей в школе учитель определяет основные направления
индивидуальной работы с учетом особенностей развития детей. Некоторые учителя
пытаются восполнить пробелы в знаниях учащихся путем увеличения объема домашних
заданий. В большинстве случаев это не дает положительных результатов, приводит
к перегрузке учащихся. Как правило, слабовидящие дети не справляются с большим
объемом домашних заданий. Увеличение объема домашних заданий вызывает у
слабовидящих отрицательное отношение к школе.
Индивидуальный
подход к детям следует осуществлять в основном на уроке. Индивидуальную работу
с учащимися надо начинать с выяснения того, какие у них имеются пробелы в
знаниях и чем они обусловлены. Для этого надо изучить особенности развития и
усвоения знаний каждого из учащихся.
Для изучения
слабовидящих первоклассников на каждого из них заводится специальная тетрадь,
в которую записываются все медицинские данные, характеризующие состояние
зрения, краткая характеристика текущей успеваемости, причины и характер
возникающих в процессе усвоения знаний трудностей, чем они обусловлены. В тетради
также записывается, какие меры приняты учителем. К тетради прилагается
ориентировочный план индивидуальной работы с данным учеником. Следует
учитывать, что характер трудностей у разных учеников различен. У одних
отмечаются небрежность и графические недостатки в письме, у других — трудности
фонематического анализа и синтеза, что препятствует овладению грамотой, у
третьих трудности отмечаются при овладении счетными операциями или
геометрическим материалом. Учителю приходится изыскивать индивидуальные формы
работы с каждым учащимся, учитывая особенности развития и специфические
трудности усвоения знаний.
На первых
этапах обучения большое внимание обращается на формирование у учащихся с
нарушением зрения некоторых организационных навыков. Как известно, многие дети
не могут быстро приготовиться к уроку: положить на место учебники и школьные
принадлежности, подготовить тетради для письма и т. п. В связи с этим у них, по
сравнению с нормально видящими сверстниками, отмечается большая потеря времени
на организационные моменты во время урока. Поэтому с первых же дней обучения в
школе детей следует приучить экономить время, отведенное на организацию работы
по подготовке к уроку.
Особенно
важно уже на первых порах обучения в школе научить детей бережно обращаться с
учебниками и учебными принадлежностями, правильно организовывать свре учебное
место.
Каждый
предмет должен иметь постоянное место, например на определенных местах должны
лежать тетради, учебники, письменные принадлежности и т. п. Необходимо
приучить детей пользоваться закладкой, так как имеющие низкое зрение обычно
долго отыскивают нужную страницу.
Особое
внимание следует обратить на правильную посадку, позу при письме, чтении и
выполнении других видов учебной работы. Неправильная посадка может вести к
нарушению осанки и другим недостаткам физического развития. Во время устных
занятий следует требовать от учащихся, чтобы они сидели прямо и слегка
опирались на спинку стула, ноги должны лежать на подножке парты, руки
рекомендуется держать на парте или заложить за спину (во время устных занятий).
Некоторые слабовидящие дети проявляют большую медлительность в своих
действиях: они медленно пишут, рисуют. У них отмечаются недостатки двигательной
активности на перемене и во время игр. После звонка они медленно выходят из
класса и входят в класс. Путем объяснения расположения парт, дверей, рекреаций
и показа приемов выхода из класса можно слабовидящих первоклассников научить
быстрой ориентации при входе и выходе из класса, не наталкиваться на
окружающие предметы.
Учитель
должен изучить задатки и способности каждого ученика. Индивидуальная работа
предусматривает использование положительных возможностей и способностей
учащихся, что помогает создать стойкий интерес к учению и является важным
условием сознательного овладения системой знаний и умений
В зависимости
от конкретных задач и условий учебно-воспитательной работы, сообразуясь с
возможностями развития каждого школьника, педагог выбирает приемы
индивидуального подхода Формы индивидуальной работы с учащимися изменяются в
зависимости от содержания учебного материала, от продвижения того или иного
учащегося в овладении системой знаний, от своеобразия зрительных дефектов и
компенсаторного развития
Наиболее
хорошо успевающим и быстро усваивающим материал учитель дает индивидуальные
задания повышенной степени трудности, например предлагает прочесть
дополнительную литературу, подготовиться к проведению какой-либо практической
работы в классе или дома, изготовить модели с применением несложных расчетов,
измерений и вычислений
В старших
классах индивидуальные задания наиболее успевающим ученикам даются в связи с
изучением отдельных учебных предметов в классе или
на факультативных занятиях, а также в связи с проведением различных форм
внеклассной работы
При
индивидуальном подходе учитывается возраст, особенности развития учащихся,
специфические трудности усвоения знаний, работоспособность, утомляемость
учащихся, потенциальные возможности компенсаторного развития и формирования
личности в целом У слабовидящих детей могут возникать специфические трудности,
обусловленные нарушением зрения Однако эти трудности могут быть преодолены
путем применения индивидуальных форм работы и использования специальных методических
приемов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий