Адаптивная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ


 По математике 2 класс

1. Пояснительная записка
Программа разработана с учётом предложений по составлению адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
 Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки обучающихся  в данной программе определены в соответствие с требованиями Стандарта к результатам образования. Для разработки структуры основной образовательной программы за основу взяты концептуальные основы специального федерального государственного стандарта.
Программа предусматривает реализацию образовательных программ 1 ступени обучения – начального общего образования.
Основные концептуальные положения, определяющие содержание образовательной программы
1. Дифференцированный, личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию и развитию каждого ребёнка;
2. Здоровьесберегающая среда в учреждении, способствующая сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса;
3. Ориентация на обновление методов обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида, использование эффективных современных образовательных, коррекционно-развивающих технологий (или их элементов);
4. Основополагающие педагогические законы специальной (коррекционной) школы-интерната: уважение к личности обучающегося, воспитанника, учет индивидуальности каждого ребенка, стремление оказать ему необходимую поддержку.

Программа учебного предмета «Математика» составлена на основе проекта Федерального  Государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и реализует авторскую программу под редакцией В.В. Воронковой.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.     Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 –  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
2.     Адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3.     Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
4.      Программа ориентирована на использование учебника Хилько, А.А., Математика:  Учебник для 2 кл. специальных (коррекционных) образ. учрежд. 8 вида.- 5-е издание.- СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.- 182с.
Уровень программы – адаптированный.

Настоящая программа составлена на 175 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
            Задачами обучения математике являются:
              Формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений,        необходимых для    решения     учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
              Коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
              Формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.


2. Общая характеристика учебного предмета.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
      Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
      Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
      Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
      В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
      Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
      Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами. 
Организация обучения математике
     Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.
      Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
      Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
      Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
      В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а начиная со 2 класса — количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.
      Решения всех видов задач записываются с наименованиями.
      Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.
      В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20. При заучивании таблиц, учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
      Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.

3.  Описание места учебного предмета в учебном плане
Образовательная область: математика
Предмет «Математика» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Учебный предмет
Часов в неделю
I четверть
       II четверть
III четверть
      IV четверть
Часов в год
Математика
5
43
36
49
42
170
 4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
·        Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
·        Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
·        Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
·        Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
·        Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
·        Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо  и хорошо);
·        Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе
·        Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

Базовые учебные действия:
Регулятивные УД:
·        Входить и выходить из учебного помещения со звонком
·        Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
·        Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
·        Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
·        Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
·        Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
·        Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои    действия и действия одноклассников
Познавательные УД:
·        Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
·        Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
·        Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
·        Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
·        Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
·        Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
·        Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях
·        Счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
      таблицу состава чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
·         Названия компонента и результатов сложения и вычитания;
      математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше.
·        Узнавать и различать геометрические фигуры
·        Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
·        Решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;
·        Узнавать, называть,   чертить отрезки, углы — прямой, тупой, острый — на нелинованной бумаге;
·        Чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку
·        Определять время по часам с точностью до 1 часа.

Коммуникативные УД:
·        Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс)
·        Обращаться за помощью и принимать помощь
·        Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
·        Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
·        Оформлять свои мысли в устной речи;
·        Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
·        Слушать и понимать речь других;
·        Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
·        Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
Развитие жизненной компетенции:
·        Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
·        Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
·        Овладение навыками коммуникации;
·        Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
·        Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

       Основные направления коррекционной работы:
·        Развитие зрительного восприятия и узнавания;
·        Развитие пространственных представлений и ориентации;
·        Развитие основных мыслительных операций;
·        Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
·        Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
·        Обогащение словаря;
·        Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

         В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.  В течение первого полугодия II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические); 
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
 если обучающиеся верно выполняют
·        от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачёт); 
·        от 51% до 65% заданий - «хорошо»;
·        свыше 65% - «очень хорошо» (отлично).
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

5. Содержание учебного предмета

СЧЕТ В ПРЕДЕЛАХ 20
      Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=). Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
      Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.
      Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа.
      Таблицы состава двузначных чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.
      Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
      Число 0 как компонент сложения.
      Единица (мера) длины — дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
      Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени.
      Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
      Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.
      Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.
      Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника.
      Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам.
      Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени — час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).
      Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).
Календарно-тематическое планирование  (5ч/н)
№п/п
1 четверть
Колич часов
дата
1.
Вводный урок
1
1/09
2-3
Повторение. Пространственные понятия
2
4,5
4-5
Части суток
2
6,7
6-7
Количественный счет
2
8,11
8-9
Порядковый счет
2
12,13
10-11
Понятие соседей числа
2
14,15
12-13
Количественный и порядковый счет
2
18,19
14-15
Состав числа 10
2
20,21,
16-17
Состав  чисел  от 2 до 10
2
22,25
18-19
Прямая, построение прямой
2
26,27
20-21
Понятие «больше», «меньше»
2
28,29
22-24
Знаки «+», « - »
3
2,3,4/10
25-27
Решение и чтение примеров
3
5,6,9
28-30
Понятие задачи
3
10,11,12
31-32
Название компонентов сложения  и вычитания
2
13,16
33-34
Измерение длины, отрезка
2
17,18
35-36
Решение примеров и задач
2
19,20
37
Самостоятельная работа: Решение примеров в пределах 10
1
23
38
Решение примеров
1
24
39
Контрольная работа по теме:
Решение примеров  и задач в пределах 10
1
25
40
Работа над ошибками по теме:
Решение примеров  и задач в пределах 10
1
26
41-43
Решение примеров
3
27
7,8,/11
44-45
Построение и измерение отрезков
2
9,10
46-48
Закрепление пройденного
3
13,14,15
49-50
Увеличение  и уменьшение числа
на несколько единиц
2
16,17
51-52
Решение примеров и задач
2
20,21
53-54
Сутки
2
22,23
55-56
Мера длины – дециметр
2
24,27
57-59
Второй десяток. Число 11
3
28,29,30
60-61
Число 12
2
1,4 /12
62-63
Число 13
2
5,6
64-66
Решение примеров и задач
3
7,8,11
67-68
Краткая запись задач
2
12,13
69-70
Знаки  «больше» и «меньше»
2
14,15
71-72
Сравнение чисел
2
18,19
73-74
Число 14
2
20,21
75-76
Число 15
2
22,25
77-79
Решение примеров и задач
3
26,27,28
80-82
Понятие двузначного числа
3
11,12,15/01
83
Контрольная работа по теме:
Сложение и вычитание в пределах 15
1
16
84
Работа над ошибками по теме:
Сложение и вычитание в пределах 15
1
17
85-86
Решение примеров и задач
2
18,19
87-88
Закрепление пройденного
2
22,23
89-90
Число 16
2
24,25
91-93
Число  17, 18, 19
3
26,29,30
94-95
Число 20

2
31,
1,/ 02
96-98
Решение примеров на сравнение чисел
3
2,5,6
99-101
Решение примеров на состав числа
3
7,8,9
102-103
Решение примеров
2
12,13
104
Контрольная работа по теме:
Решение примеров на сравнение чисел
1
14
105
Работа над ошибками  по теме:
Решение примеров на сравнение чисел
1
15
106-107
Решение примеров
2
16,19
108-109
Углы
2
20,21
110-113
Решение примеров без перехода через 10
4
22,23,26,27
114-115
Прибавление и вычитание 0
2
28,   1/03
116-118
Сложение и вычитание без перехода через 10
3
2,5,6
119-122
Вычитание из двузначного числа однозначное
4
7,12,13,14
123-126
Решение примеров в 2 действия
4
15,16,19,20
127
Контрольная работа по теме: Сложение
и вычитание  без перехода через 10
1
21
128
Контрольная работа по теме: Сложение
и вычитание  без перехода через 10
1
22
129-133
Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении
5
23   2,3,4,5/04
134
Контрольная работа по теме: Сложение и
вычитание чисел, полученных при измерении
1
6
135
 Работа над ошибками по теме: Сложение и
вычитание чисел, полученных при измерении
1
9
136-137
Построение отрезка
2
10,11
138-139
Повторение изученного материала
2
12,13
140-141
Неделя
2
16,17
142-143
Единицы времени
2
18,19
144-146
Счет равными числовыми группами по «2»
3
20,23,24
147-150
Счет равными числовыми группами по «5»
4
25,26,28  3/05
151-152
Деление групп предметов на 2 равн. части
2
4,7
153-155
Геометрический материал
3
8,10,11
156-157
Повторение изученного материала
2
14,15
158
Контрольная работа:
Геометрический материал
1
16
159
 Работа над ошибками:
Геометрический материал
1
17
160-161
Решение примеров и задач
2
18,21
162-163
Счет равными числовыми группами
2
22,23
164
Контрольная работа: Итог года
1
24
165
Работа над ошибками: Итог года
1
25
166
Решение примеров и задач
1
28
167
Геометрические фигуры
1
28
168-169
Мера времени
2
29,29
170
Единицы стоимости
1
30



6. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.     Игра для детей: Думай, считай, решай/ разработчики:  Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.- КОГУП «Кировская областная типография», 2004г
2.     Игра для детей: Счет до 20/ разработчики:  Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.- КОГУП «Кировская областная типография», 2005г.
3.     Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Коррекционное обучение\ Автор-составитель Шабанова А.А. Волгоград. Издательство «Учитель». 2007.
4.     Перова,М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида: учеб. для студ. дефект. фак. педвузов.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- 408с.
5.     Учебник для 2 класса специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. А.А. Хилько СПб ФИ «Просвещение» 2005 г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий