УМК "Школа России" 1 класс
1. Пояснительная записка.
Рабочая
программа по математике 1 класса разработана
для реализации основной образовательной программы.
Данный учебный предмет имеет своими
целями:
– развитие
образного и логического мышления, воображения, математической речи;
– формирование
предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и
практических задач и продолжения образования;
– освоение
основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о
математике как части общечеловеческой культуры.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный
курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён
арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Арифметическим
ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны,
представляет основы математической науки, а с другой – содержание,
отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей
необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения
образования.
Программа
предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость,
время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и
соотношениями между ними.
Важной
особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики
(выражения с буквой, уравнения и их решение). Особое место в содержании
начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними
в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Программа
включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление
с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. В
содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром,
кубом, пирамидой.
Программа
ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для
самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе
различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных
дисциплин.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На
изучение математики в 1 классе отводится по 4 часа в неделю 132 часа, (33
учебные недели).
2.
Планируемые
результаты освоения дисциплины
Личностными результатами
изучения учебного предмета «Математика» в 1-м классе является формирование
следующих умений:
1.
определять и высказывать под руководством
педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);
2.
в предложенных педагогом ситуациях общения
и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами
изучения учебного предмета «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные
УУД:
1.
определять и формулировать цель
деятельности на уроке с помощью учителя;
2.
проговаривать последовательность
действий на уроке;
3.
учиться высказывать своё предположение
(версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
4.
учиться работать по предложенному учителем плану;
5.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
6.
учиться совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные
УУД:
1.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
2.
делать предварительный отбор источников
информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в
словаре);
3.
добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке;
4.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
5.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые
выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
6.
преобразовывать информацию из одной формы
в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших
математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
Коммуникативные
УУД:
1.
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
2.
слушать и понимать речь других;
3.
совместно договариваться о правилах
общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами
изучения учебного предмета «Математика» в 1-м классе являются формирование
следующих умений:
1. знание
названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до
20;
2. знание
названий и обозначений операций сложения и вычитания;
3. использовать
знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в
пределах 10 (на уровне навыка);
4. сравнивать
группы предметов с помощью составления пар;
5. читать,
записывать и сравнивать числа в пределах 20;
6. находить
значения выражений, содержащих 1-2 действия (сложение или вычитание);
7. решать
простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания а) раскрывающие смысл действий
сложения и вычитания; а также задачи на нахождение числа, которое на несколько
единиц больше (меньше) данного;
8. распознавать
геометрические фигуры: точку, круг, отрезок, ломаную, многоугольник,
прямоугольник, квадрат, линии: кривая, прямая;
9. в
процессе вычислений осознанно следовать
алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
10. использовать
в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания,
использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при
оценке результатов действий;
11. использовать
в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
12. использовать
в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр,
дециметр, литр, килограмм);
13. выделять
как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер,
назначение, материал;
14. выделять
часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое
отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании
общего признака (родовое отличие);
15. производить
классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
16. использовать
при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих
два действия (сложение и/или вычитание);
17. определять
длину данного отрезка;
18. читать
информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх
столбцов;
19. заполнять
таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
20. решать
арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух
действий.
3. Содержание программы
Общие понятия.
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и
временные представления. Признаки
предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер,
назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным
свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в
соответствии с указанными свойствами. Отношения.
Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же.
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 10. Числа
от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины. Состав чисел
от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства,
неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к
предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при
счёте. Ноль. Число 10. Состав числа 10. Числа от 1 до 20.
Устная
и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел
от 1 до 20. Модели чисел. Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд
единиц, их место в записи чисел. Сравнение чисел, их последовательность.
Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сложение и вычитание в пределах десяти. Конкретный смысл и названия
действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно).
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания.
Взаимосвязь операций сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения.
Приёмы сложения и вычитания. Табличные случаи сложения однозначных чисел.
Соответствующие случаи вычитания. Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на
...», «больше на ...», «меньше на ...». Сложение
и вычитание чисел в пределах 2. Алгоритмы сложения и вычитания
однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и
вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19.)
Величины и их
измерение.
Величины:
длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин. Единицы измерения
величин: сантиметр, килограмм, литр.
Текстовые задачи.
Задача,
её структура. Простые и составные текстовые задачи:
а) раскрывающие смысл действий
сложения и вычитания;
б) задачи,
при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на
...»;
Элементы геометрии.
Точка.
Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как замкнутые ломаные:
треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал.
Вычисление
длины ломаной как суммы длин её звеньев. Вычисление суммы длин сторон
прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».
Элементы алгебры.
Равенства,
неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись,
нахождение значений выражений. Равенство и неравенство.
Занимательные и нестандартные задачи.
Числовые
головоломки, арифметические ребусы. Арифметические лабиринты, математические
фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.
4.
Тематическое
планирование по математике в 1 классе
№ п/п
|
Раздел
|
Кол-во часов
|
1
|
Сравнение предметов и групп предметов.
Пространственные и временные представления
|
8
|
2
|
Числа от 1 до 10
и число 0. Нумерация
|
28
|
3
|
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание
|
48
|
4
|
Числа от 11 до 20. Нумерация
|
16
|
5
|
Сложение и вычитание
|
22
|
6
|
Итоговое повторение
|
10
|
ИТОГО:
|
132
|
ЭКО
№
п/п
|
№
урока
|
Тема
|
Дата
|
Примечание
|
1
|
5
|
Сравнивание групп предметов. «На сколько больше? На
сколько меньше?».
|
||
2
|
17
|
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.
|
||
3
|
29
|
Сантиметр – единица измерения длины.
|
||
4
|
33
|
Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число
0».
|
||
5
|
41
|
Задача (условие, вопрос).
|
||
6
|
48
|
Закрепление изученного материала.
Решение текстовых задач.
|
||
7
|
52
|
Решение задач на сложение и вычитание числа 3
|
||
8
|
66
|
Перестановка слагаемых.
|
||
9
|
74
|
Решение задач.
|
||
10
|
82
|
Килограмм.
|
||
11
|
99
|
Решение задач в два действия.
|
||
12
|
109
|
Решение текстовых задач, числовых выражений.
|
||
13
|
125
|
Закрепление изученного материала по
теме «Сложение и вычитание до 10».
|
График
контрольных работ
№ п/п
|
Наименование
|
Дата
|
Примечание
|
1
|
К.Р.№1 Контрольная работа по теме: «Числа от 1 до 10
и число 0».
|
||
2
|
К.Р.№2 Контрольная работа по теме «Сложение и
вычитание чисел первого десятка».
|
||
3
|
К.Р.№3 Контрольная работа по теме «Числа
от 1 до 20»
|
||
4
|
К.Р.№4 Контрольная работа по теме «Табличное
сложение и вычитание».
|
||
5
|
К.Р.№5 Контрольная работа по теме:
«Сложение и вычитание чисел»
|
5.
Календарно-тематическое
планирование
по математике в
1 классе
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
Примечание
|
||
Сравнение предметов и групп предметов.
Пространственные и временные представления (8 ч)
|
||||||
1
|
Счет
предметов (с использованием количественных и порядковых числительных).
|
1
|
||||
2
|
Пространственные
представления «вверху», «внизу», «справа», «слева».
|
1
|
||||
3
|
Пространственные
представления «раньше», «позже», «сначала», «потом», «перед», «за», «между».
|
1
|
||||
4
|
Сравнение
групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше».
|
1
|
||||
5
|
Сравнивание
групп предметов. «На сколько больше? На сколько меньше?».
|
1
|
||||
6
|
Сравнивание
групп предметов. «На сколько больше (меньше)?». Пространственные
представления.
|
1
|
||||
7
|
Закрепление
знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и
временные представления».
|
1
|
||||
8
|
Закрепление по теме «Сравнение предметов и групп
предметов. Пространственные и временные представления»..
|
1
|
||||
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (28 ч)
|
||||||
9
|
Понятия
«много», «один». Цифра 1. Письмо цифры 1.
|
1
|
||||
10
|
Числа
1 и 2. Письмо цифры 2.
|
1
|
||||
11
|
Число 3. Письмо цифры 3.
|
1
|
||||
12
|
Числа
1, 2, 3. Знаки «+», «–», «=».
«Прибавить», «вычесть», «получится».
|
1
|
||||
13
|
Числа
3, 4. Письмо цифры 4.
|
1
|
||||
14
|
Понятия
«длиннее», «короче», «одинаковые
по длине». |
1
|
||||
15
|
Число
5. Письмо цифры 5.
|
1
|
||||
16
|
Состав
числа 5 из двух слагаемых.
|
1
|
||||
17
|
Точка.
Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.
|
1
|
||||
18
|
Ломаная
линия. Звено ломаной. Вершины.
|
1
|
||||
19
|
Закрепление
изученного материала. Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись,
соотнесение числа и цифры.
|
1
|
||||
20
|
Знаки:
«>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно).
|
1
|
||||
21
|
Равенство.
Неравенство.
|
1
|
||||
22
|
Многоугольник.
|
1
|
||||
23
|
Числа
6, 7. Письмо цифры 6.
|
1
|
||||
24
|
Закрепление
изученного материала. Письмо цифры 7.
|
1
|
||||
25
|
Числа
8, 9. Письмо цифры 8.
|
1
|
||||
26
|
Закрепление
изученного материала. Письмо цифры 9.
|
1
|
||||
27
|
Число
10. Запись числа 10.
|
1
|
||||
28
|
Числа
от 1 до 10. Закрепление изученного
материала.
|
1
|
||||
29
|
Сантиметр
– единица измерения длины.
|
1
|
||||
30
|
Увеличить
на ... Уменьшить на ...
|
1
|
||||
31
|
Число
0.
|
1
|
||||
32
|
Закрепление
изученного материала. Сложение с нулём. Вычитание нуля.
|
1
|
||||
33
|
Закрепление
знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0».
|
1
|
||||
34
|
Закрепление
изученного материала по теме: «Числа от 1 до 10 и число 0».
|
1
|
||||
35
|
К.Р.№1 Контрольная
работа по теме: «Числа от 1 до 10 и число 0».
|
1
|
||||
36
|
Анализ
контрольной работы «Числа от 1 до 10 и
число 0».
|
1
|
||||
Числа от 1 до 10. Сложение и
вычитание (48 ч)
|
||||||
37
|
Прибавить
и вычесть 1. Знаки «+», «–», «=».
|
1
|
||||
38
|
Прибавить
и вычесть 1.
|
1
|
||||
39
|
Прибавить
и вычесть число 2.
|
1
|
||||
40
|
Слагаемые.
Сумма.
|
1
|
||||
41
|
Задача
(условие, вопрос).
|
1
|
||||
42
|
Сопоставление
задач на сложение и вычитание по одному рисунку.
|
1
|
||||
43
|
Прибавить
и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц. |
1
|
||||
44
|
Присчитывание
и отсчитывание по 2.
|
1
|
||||
45
|
Задачи
на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов).
|
1
|
||||
46
|
Закрепление
изученного материала. Проверка знаний.
|
1
|
||||
47
|
Прибавить и вычесть число 3. Приёмы вычислений.
|
1
|
||||
48
|
Закрепление изученного материала.
Решение
текстовых задач.
|
1
|
||||
49
|
Закрепление по теме «Прибавить и вычесть 3». Решение
текстовых задач.
|
1
|
||||
50
|
Прибавить
и вычесть число 3. Составление и заучивание таблицы.
|
1
|
||||
51
|
Сложение
и соответствующие случаи состава чисел.
|
1
|
||||
52
|
Решение
задач на сложение и вычитание числа 3
|
1
|
||||
53
|
Закрепление
изученного материала по теме «Прибавить и вычесть число 3».
|
1
|
||||
54
|
Закрепление
изученного материала по теме «Прибавить и вычесть число 3».
|
1
|
||||
55
|
Закрепление
изученного материала. по теме «Прибавить и вычесть число 3». Проверка знаний.
|
1
|
||||
56
|
Обобщение
по теме «Прибавить и вычесть 1, 2, 3»
|
1
|
||||
57
|
Закрепление
изученного материала. Прибавить и вычесть 1, 2, 3.
|
1
|
||||
58
|
Задачи
на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).
|
1
|
||||
59
|
Задачи
на уменьшение числа на несколько единиц.
|
1
|
||||
60
|
Прибавить и вычесть 4. Приёмы вычислений.
|
1
|
||||
61
|
Закрепление
изученного материала.
|
1
|
||||
62
|
Задачи
на разностное сравнение чисел.
|
1
|
||||
63
|
Решение
задач на разностное сравнение чисел.
|
1
|
||||
64
|
Прибавить
и вычесть 4.
Сопоставление
и заучивание таблицы.
|
1
|
||||
65
|
Решение
задач по теме «Прибавить и вычесть 4»
Закрепление пройденного материала.
|
1
|
||||
66
|
Перестановка
слагаемых.
|
1
|
||||
67
|
Перестановка
слагаемых и её применение для
случаев прибавления 5, 6, 7, 8, 9.
|
1
|
||||
68
|
Составление
таблицы вычитания и сложения 5, 6, 7, 8, 9.
|
1
|
||||
69
|
Состав
чисел в пределах 10.
|
1
|
||||
70
|
Состав
числа 10. Решение задач.
|
1
|
||||
71
|
Повторение
изученного материала по теме «Состав числа 10». Проверка знаний.
|
1
|
||||
72
|
Связь
между суммой и слагаемыми.
|
1
|
||||
73
|
Связь
между суммой и слагаемыми.
|
1
|
||||
74
|
Решение
задач.
|
1
|
||||
75
|
Уменьшаемое,
вычитаемое, разность.
|
1
|
||||
76
|
Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7.
|
1
|
||||
77
|
Вычитание
из чисел 6, 7. Связь сложения и вычитания.
|
1
|
||||
78
|
Вычитание
из чисел 8, 9
|
1
|
||||
79
|
Вычитание
из чисел 8, 9. Решение задач.
|
1
|
||||
80
|
Вычитание
числа 10.
|
1
|
||||
81
|
Закрепление
«Вычитание чисел»
|
1
|
||||
82
|
Килограмм.
|
1
|
||||
83
|
Литр.
|
1
|
||||
84
|
К.Р.№2 Контрольная
работа по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка».
|
1
|
||||
Числа от 11 до 20. Нумерация (16 ч)
|
||||||
85
|
Название
и последовательность чисел от 10 до 20.
|
1
|
||||
86
|
Название
и последовательность чисел от 10 до 20.
|
1
|
||||
87
|
Образование
чисел из одного десятка и нескольких единиц.
|
1
|
||||
88
|
Дециметр.
|
1
|
||||
89
|
Образование
чисел из одного десятка и нескольких единиц.
|
1
|
||||
90
|
Чтение
и запись чисел.
|
1
|
||||
91
|
Случаи
сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел.
|
1
|
||||
92
|
Подготовка к изучению таблицы сложения в пределах 20.
|
1
|
||||
93
|
Закрепление изученного материала по теме
«Числа от 1 до 20».
|
1
|
||||
94
|
Закрепление изученного материала по теме
«Числа от 1 до 20».
|
1
|
||||
95
|
Закрепление изученного материала по теме
«Числа от 1 до 20».
|
1
|
||||
96
|
Повторение.
Подготовка к введению задач в два
действия.
|
1
|
||||
97
|
Решение
задач «Числа от 1 до 20».
|
1
|
||||
98
|
Ознакомление
с задачей в два действия.
|
1
|
||||
99
|
Решение
задач в два действия.
|
1
|
||||
100
|
К.Р.№3 Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 20»
|
1
|
||||
Сложение и вычитание (22 ч)
|
||||||
101
|
Общий
приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
|
1
|
||||
102
|
Сложение
вида + 2, + 3.
|
1
|
||||
103
|
Сложение вида + 4.
|
1
|
||||
104
|
Сложение
вида + 5.
|
1
|
||||
105
|
Сложение
вида + 6.
|
1
|
||||
106
|
Сложение
вида + 7.
|
1
|
||||
107
|
Сложение
вида + 8, + 9.
|
1
|
||||
108
|
Таблица
сложения.
|
1
|
||||
109
|
Решение
текстовых задач, числовых выражений.
|
1
|
||||
110
|
Закрепление
по теме: «Сложение».
|
1
|
||||
111
|
Проверка
знаний по теме: «Сложение».
|
1
|
||||
112
|
Приёмы
вычитания с переходом через десяток.
|
1
|
||||
113
|
Вычитание
вида 11 – .
|
1
|
||||
114
|
Вычитание
вида 12 – .
|
1
|
||||
115
|
Вычитание
вида 13 – .
|
1
|
||||
116
|
Вычитание вида 14 – .
|
1
|
||||
117
|
Вычитание вида 15 – .
|
1
|
||||
118
|
Вычитание
вида 16 – .
|
1
|
||||
119
|
Вычитание
вида 17 – , 18 – .
|
1
|
||||
120
|
Закрепление
знаний по теме «Табличное сложение и вычитание чисел».
|
1
|
||||
121
|
К.Р.№4 Контрольная
работа по теме «Табличное сложение и вычитание».
|
1
|
||||
122
|
Анализ
контрольной работы
|
1
|
||||
Итоговое повторение (10 часов)
|
||||||
123
|
Закрепление
изученного материала. «Сложение и
вычитание до 10».
|
1
|
||||
124
|
Закрепление
изученного материала. «Сложение и
вычитание до 10».
|
1
|
||||
125
|
Закрепление
изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 10».
|
1
|
||||
126
|
К.Р.№5 Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание
чисел»
|
1
|
||||
127
|
Закрепление
изученного материала
по
теме «Сложение и вычитание до 20».
|
1
|
||||
128
|
Закрепление
изученного материала
по
теме «Сложение и вычитание до 20».
|
1
|
||||
129
|
Закрепление материала
по теме «Решение задач в два действия».
|
1
|
||||
130
|
Закрепление
изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 10».
|
1
|
||||
131
|
Закрепление.
Сложение и вычитание в пределах второго десятка.
|
1
|
||||
132
|
Закрепление.
Сложение и вычитание в пределах второго десятка.
|
1
|
||||
Литература
1.
Моро, М. И. Математика. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с
прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В.
Степанова. – М. : Просвещение, 2017.
2.
Математика: электронное приложение
к учебнику М. И. Моро,
С. И. Волковой, С. В. Степановой (CD).
3. Бантова, М. А. Математика. 1
класс четырехлетней начальной школы :
методическое пособие для учителя к учебнику «Математика. 1 класс» / М.
А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий