Рабочая программа учителя нач.классов по математике 1 класс


УМК "Школа России" 1 класс

1.     Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике 1 класса разработана  для реализации основной образовательной программы.
Данный учебный предмет имеет своими целями:
 развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи;
– формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
 освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение математики в 1 классе отводится по 4 часа в неделю 132 часа, (33 учебные недели).

2.     Планируемые результаты освоения дисциплины
Личностными результатами изучения учебного предмета «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
1.     определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
2.     в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
1.     определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
2.     проговаривать последовательность действий на уроке;
3.     учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
4.     учиться работать по предложенному учителем плану;
5.     учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
6.     учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.
Познавательные УУД:
1.     ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
2.     делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
3.     добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
4.     перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
5.     перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
6.     преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
1.     донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
2.     слушать и понимать речь других;
3.     совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения учебного предмета «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений:
1.     знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
2.     знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
3.     использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
4.     сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
5.     читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
6.     находить значения выражений, содержащих 1-2 действия (сложение или вычитание);
7.     решать простые задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания; а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного;
8.     распознавать геометрические фигуры: точку, круг, отрезок, ломаную, многоугольник, прямоугольник, квадрат, линии: кривая, прямая;
9.     в процессе вычислений осознанно  следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
10.    использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
11.    использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
12.    использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
13.    выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
14.    выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
15.    производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
16.    использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
17.    определять длину данного отрезка;
18.    читать информацию, записанную в таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
19.    заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов;
20.    решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.

3. Содержание программы
Общие понятия.
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами. Отношения. Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же.
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 10. Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины. Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте. Ноль. Число 10. Состав числа 10.  Числа от 1 до 20.
Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел. Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел. Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сложение и вычитание в пределах десяти. Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно). Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания. Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания. Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...», «больше на ...», «меньше на ...». Сложение и вычитание чисел в пределах 2. Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19.)
Величины и их измерение.
Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин. Единицы измерения величин: сантиметр,  килограмм, литр.
Текстовые задачи.
Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...»;
Элементы геометрии.
Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал.
Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев. Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».
Элементы алгебры.
Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Равенство и неравенство.
Занимательные и нестандартные задачи.
Числовые головоломки, арифметические ребусы. Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.


4.     Тематическое планирование по математике в 1 классе
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
1
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления
8
2
Числа от 1 до 10  и число 0. Нумерация
28
3
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание 
48
4
Числа от 11 до 20. Нумерация
16
5
Сложение и вычитание
22
6
Итоговое повторение
10
ИТОГО:
132
ЭКО
п/п
урока
Тема
Дата
Примечание
1
5
Сравнивание групп предметов. «На сколько больше? На сколько меньше?».
2
17
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.
3
29
Сантиметр – единица измерения длины.
4
33
Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0».
5
41
Задача (условие, вопрос).
6
48
Закрепление  изученного материала.
Решение текстовых задач.
7
52
Решение задач на сложение и вычитание числа 3
8
66
Перестановка слагаемых.
9
74
Решение задач.
10
82
Килограмм.
11
99
Решение задач в два действия.
12
109
Решение текстовых задач, числовых выражений.
13
125
Закрепление изученного  материала  по теме «Сложение и вычитание до 10».


График контрольных работ
№ п/п
Наименование
Дата
Примечание 
1
К.Р.№1 Контрольная работа по теме: «Числа от 1 до 10 и число 0».
2
К.Р.№2 Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка».
3
К.Р.№3 Контрольная  работа по теме «Числа от 1 до 20»
4
К.Р.№4 Контрольная работа по теме «Табличное сложение и вычитание».
5
К.Р.№5 Контрольная  работа по теме: «Сложение и вычитание чисел»






5.     Календарно-тематическое планирование
по математике в 1 классе
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата
Примечание
Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (8 ч)
1
Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных).
1


2
Пространственные представления «вверху», «внизу», «справа», «слева».
1


3
Пространственные представления «раньше», «позже», «сначала», «потом», «перед», «за», «между».
1


4
Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше».
1


5
Сравнивание групп предметов. «На сколько больше? На сколько меньше?».
1


6
Сравнивание групп предметов. «На сколько больше (меньше)?». Пространственные представления.
1


7
Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления».
1


8
Закрепление  по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления»..
1


Числа от 1 до 10  и число 0. Нумерация (28 ч)
9
Понятия «много», «один». Цифра 1. Письмо цифры 1.
1


10
Числа 1 и 2. Письмо цифры 2.
1


11
Число 3. Письмо цифры 3.
1


12
Числа 1, 2, 3. Знаки «+»,  «–», «=». «Прибавить», «вычесть», «получится».
1


13
Числа 3, 4. Письмо цифры 4.
1


14
Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые
по длине».
1


15
Число 5. Письмо цифры 5.
1


16
Состав числа 5 из двух слагаемых.
1


17
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.
1


18
Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины.
1


19
Закрепление изученного материала. Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры.
1


20
Знаки: «>» (больше),  «<» (меньше),  «=» (равно).
1


21
Равенство. Неравенство.
1


22
Многоугольник.
1


23
Числа 6, 7. Письмо цифры 6.
1


24
Закрепление изученного материала. Письмо цифры 7.
1


25
Числа 8, 9. Письмо цифры 8.
1


26
Закрепление изученного материала. Письмо цифры 9.
1


27
Число 10. Запись числа 10.
1


28
Числа от 1  до 10. Закрепление изученного материала.
1


29
Сантиметр – единица измерения длины.
1


30
Увеличить на ... Уменьшить на ...
1


31
Число 0.
1


32
Закрепление изученного материала. Сложение с нулём. Вычитание нуля.
1


33
Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0».
1


34
Закрепление изученного материала  по теме: «Числа от 1 до 10 и число 0».
1


35
К.Р.№1 Контрольная работа по теме: «Числа от 1 до 10 и число 0».
1


36
Анализ контрольной работы  «Числа от 1 до 10 и число 0».
1


Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание  (48 ч)
37
Прибавить и вычесть 1. Знаки «+»,  «–», «=».
1


38
Прибавить и вычесть 1.
1


39
Прибавить и вычесть число 2.
1


40
Слагаемые. Сумма.
1


41
Задача (условие, вопрос).
1


42
Сопоставление задач на сложение и вычитание по одному рисунку.
1


43
Прибавить
и вычесть число 2. Составление и заучивание таблиц.
1


44
Присчитывание и отсчитывание по 2.
1


45
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством  предметов).
1


46
Закрепление изученного материала. Проверка знаний.
1


47
Прибавить  и вычесть число 3. Приёмы вычислений.
1


48
Закрепление  изученного материала.
Решение текстовых задач.
1


49
Закрепление  по теме «Прибавить и вычесть 3». Решение текстовых задач.
1


50
Прибавить и вычесть число 3. Составление и заучивание таблицы.
1


51
Сложение и соответствующие случаи состава чисел.
1


52
Решение задач на сложение и вычитание числа 3
1


53
Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть число 3».
1


54
Закрепление изученного материала по теме «Прибавить и вычесть число 3».
1


55
Закрепление изученного материала. по теме «Прибавить и вычесть число 3». Проверка знаний.
1


56
Обобщение по теме «Прибавить и вычесть 1, 2, 3»
1


57
Закрепление изученного материала. Прибавить и вычесть 1, 2, 3.
1


58
Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).
1


59
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.
1


60
Прибавить  и вычесть 4. Приёмы вычислений.
1


61
Закрепление изученного материала.
1


62
Задачи на разностное сравнение чисел.
1


63
Решение задач на разностное сравнение чисел.
1


64
Прибавить и вычесть 4.
Сопоставление и заучивание таблицы.
1


65
Решение задач по теме «Прибавить и вычесть 4»
 Закрепление пройденного  материала.
1


66
Перестановка слагаемых.
1


67
Перестановка слагаемых  и её применение для случаев  прибавления 5, 6, 7, 8, 9.
1


68
Составление таблицы вычитания и сложения 5, 6, 7, 8, 9.
1


69
Состав чисел в пределах 10.
1


70
Состав числа 10. Решение задач.
1


71
Повторение изученного материала по теме «Состав числа 10».  Проверка знаний.
1


72
Связь между суммой и слагаемыми.
1


73
Связь между суммой и слагаемыми.
1


74
Решение задач.
1


75
Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
1


76
Вычитание  из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7.
1


77
Вычитание из чисел 6, 7. Связь сложения и вычитания.
1


78
Вычитание из чисел 8, 9
1


79
Вычитание из чисел 8, 9. Решение задач.
1


80
Вычитание числа 10.
1


81
Закрепление «Вычитание чисел»
1


82
Килограмм.
1


83
Литр.
1


84
К.Р.№2 Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка».
1


Числа от 11 до 20. Нумерация (16 ч)
85
Название и последовательность чисел от 10 до 20.
1


86
Название и последовательность чисел от 10 до 20.
1


87
Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.
1


88
Дециметр.
1


89
Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.
1


90
Чтение и запись чисел.
1


91
Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел.
1


92
Подготовка  к изучению таблицы сложения в пределах 20.
1


93
Закрепление изученного материала по теме
«Числа от 1 до 20».
1


94
Закрепление изученного материала по теме
«Числа от 1 до 20».
1


95
Закрепление изученного материала по теме
«Числа от 1 до 20».
1


96
Повторение. Подготовка  к введению задач в два действия.
1


97
Решение задач «Числа от 1 до 20».
1


98
Ознакомление с задачей   в два действия.
1


99
Решение задач в два действия.
1


100
К.Р.№3 Контрольная  работа по теме «Числа от 1 до 20»
1


Сложение и вычитание (22 ч)
101
Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
1


102
Сложение вида  + 2,  + 3.
1


103
Сложение вида + 4.
1


104
Сложение вида  + 5.
1


105
Сложение вида  + 6.
1


106
Сложение вида  + 7.
1


107
Сложение вида  + 8,  + 9.
1


108
Таблица сложения.
1


109
Решение текстовых задач, числовых выражений.
1


110
Закрепление по теме: «Сложение».
1


111
Проверка знаний по теме: «Сложение».
1


112
Приёмы вычитания с переходом через десяток.
1


113
Вычитание вида 11 – .
1


114
Вычитание вида  12 – .
1


115
Вычитание вида 13 – .
1


116
Вычитание  вида 14 – .
1


117
Вычитание  вида 15 – .
1


118
Вычитание вида 16 – .
1


119
Вычитание вида 17 – ,   18 – .
1


120
Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание чисел».
1


121
К.Р.№4 Контрольная работа по теме «Табличное сложение и вычитание».
1


122
Анализ контрольной работы
1


Итоговое повторение (10 часов)
123


Закрепление изученного  материала. «Сложение и вычитание до 10».
1


124
Закрепление изученного  материала. «Сложение и вычитание до 10».
1


125
Закрепление изученного  материала  по теме «Сложение и вычитание до 10».
1


126
К.Р.№5 Контрольная  работа по теме: «Сложение и вычитание чисел»
1


127
Закрепление изученного   материала  
по теме «Сложение и вычитание до 20».
1


128
Закрепление изученного   материала  
по теме «Сложение и вычитание до 20».
1


129
Закрепление  материала   по теме «Решение задач в два действия».
1


130
Закрепление изученного  материала  по теме «Сложение и вычитание до 10».
1


131
Закрепление. Сложение  и вычитание  в пределах второго десятка.
1


132
Закрепление. Сложение  и вычитание  в пределах второго десятка.
1



 
Литература
1. Моро, М. И. Математика. 1 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2017.
2. Математика:  электронное  приложение  к  учебнику  М.  И.  Моро,  С. И. Волковой, С. В. Степановой (CD).
3. Бантова, М. А. Математика. 1 класс четырехлетней начальной школы :  методическое пособие для учителя к учебнику «Математика. 1 класс» / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. В. Степанова. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий